Кисе-белдик – национальный Казахский охотничий пояс.
Кожа, шитье, металл, ковка, серебро, насечка серебром.
Казахстан. Конец XIX века
Мужские пояса и прежде всего «кемер-белбеу» и «кисе-белдик», как и у многих тюркских народов были непременным атрибутом казахского мужского парадного национального костюма представителей высшей казахской знати. Подобный пояс богато декорированный серебряными накладными бляшками был прежде всего показателем высокого социального положения человека в обществе.
Казахские национальные пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса – древний элемент одежды. Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. Пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками, а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика.
Среди представителей казахской знати прошлых веков были широко распространены пояса изготовленные из кожи и ткани: «кемер-белбеу и кисе-белдик». Если кемер-белбеу (широкий пояс) являлся парадным, то кисе-белдик в традиционной экипировке казахских батыров и мергенов (охотников) играл не последнюю роль. К такому поясу подвешивали пороховницу, небольшую кожаную сумочку, оселок, нож или ханджар.
В своих трудах выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов пишет, что в связи с изменениями которые произошли в традиционном укладе жизни казахов второй половины 19 века, кисе-белдик из пояса батыров и охотников переходит в разряд парадных поясов казахской знати. Обязательной принадлежностью подобных парадных поясов является сабля или небольшой классический поясной ханжар.
Матовый блеск серебра казахи предпочитали блеску золота. Беловато-серый цвет большинства украшений более соответствовал относительно сдержанному колориту казахского народного костюма. С белым цветом казахи связывали понятия чистоты, благородства и здоровья. У казахского кочевого рыцарства было трепетное и бережное отношение не только к оружию, но и ко всем атрибутам мужского воинского и парадного костюма, как и у средневековых рыцарей Европы, японских самураев, турецких янычар. И высшим знаком признания достоинства и доблести мужчины «воина» было вручение ему пояса, кинжала или сабли. Связано это еще и с тем, что в Казахстане до его Новейшей истории не существовало наградной системы, то есть, орденов и медалей. К этому следует добавить и то, что по древним поверьям казахов, серебро обладает магической сакральной силой: практически все они служат «тумарами», т.е. оберегами. Считалось, что серебро хранит владельца от сглаза и от наговоров. «Жаман козден, жаман созден сактасын», так говорят казахи, когда преподносят подарок из серебра.